Впереди цель, атакуем!

Июль 1944 года. В сторону линии фронта непрерывно шли наши войска и боевая техника. Заканчивалась подготовка 2-го Прибалтийского фронта к наступательной операции на рижском направлении. Войскам предстояло преодолеть глубоко эшелонированную оборону противника. Летчики 118-го гвардейского Курского штурмового авиационного полка, перебазировавшись на передовой аэродром, находились в постоянной готовности к вылету.

10 июля полк получил боевую задачу поддерживать наступление сухопутных войск с воздуха. Гудела земля от взлетавших с полной бомбовой нагрузкой самолетов, которые в строгом боевом порядке уходили на запад. В назначенное время поднялась и наша эскадрилья. К линии фронта подошли на высоте 700 м. Внизу четко видны пожары вдоль переднего края - результат действий предыдущих групп штурмовиков. На участке прорыва земля сплошь покрыта воронками. Стали наносить удары по позициям артиллерийских батарей и пехоте в траншеях. С воздуха хорошо видно, как гитлеровцы, оставив разбитые орудия, разбегались в разные стороны. Наши «илы» наводили на них панический страх.

На следующий день на рассвете снова вылеты для ударов по узлам сопротивления неприятеля на участке прорыва наших войск между озерами Але и Каменное. Фашисты привлекли для прикрытия своих боевых порядков значительные силы истребителей и зенитную артиллерию. Завязались упорные воздушные бои. Наши штурмовики во взаимодействии с истребителями сопровождения продолжали громить врага.

Hosted by uCoz

С прорывом линии фронта противник, опасаясь окружения, начал отходить с основного оборонительного рубежа. В глубине его обороны появились отступавшие войска. На их уничтожение и была брошена штурмовая авиация, в том числе и наш полк.

Получив боевую задачу, командир эскадрильи гвардии капитан А. Поющев пригласил своего заместителя, гвардии старшего лейтенанта А. Полунина (ныне генерал-майор авиации, Герой Советского Союза), командиров звеньев - гвардии лейтенанта Г. Ромашад и меня. Проанализировав условия базирования истребителей ФВ-190 и Ме-109 и размещение позиций зенитной артиллерии, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно действовать с предельно малых высот, учитывая не только очаги сопротивления врага, но и используя в интересах маскировки полета районы, занятые нашими партизанами. Правильность этой тактики подтвердил первый же боевой вылет. Внезапность сыграла свою роль.

В тылу противника, в районе города Себеж, мы обнаружили двигавшуюся колонну крытых автомашин с пехотой и с ходу атаковали ее. Пушечно-пулеметные трассы точно накрыли машины. Разгром колонны довершили ударами бомб и реактивных снарядов.

На обратном пути при пересечении шоссейной дороги мы заметили черную легковую автомашину. Резко довернувшись на нее, я нажал на гашетку. Огненные трассы снарядов прошли рядом с автомобилем. Небольшая поправка в прицеливании - и вторая очередь достигла цели. Перевернувшись, вражеская машина полетела в кювет.

В следующем вылете мы разгромили колонну грузовиков. Возвращались на свой аэродром на минимальной высоте. Вдруг впереди справа над лесом я заметил облако пыли - явное свидетельство движения войск. Доложив ведущему группы, отвернул самолет и вскоре увидел колонну пехоты. С ходу открыл огонь сначала из пушек, а затем из пулеметов. Гитлеровцы в панике разбежались по поляне. Во время повторного захода самолет вздрогнул от сильного удара в правую плоскость - увлекшись атакой, я не высоту и столкнулся с вершиной ели. К счастью, посадка на своем аэродроме прошла благополучно. Осмотр на земле показал, что в результате удара сорвало гондолу шасси со створками, но система его выпуска не пострадала. Утром механик гвардии старший сержант Н. Погорельский доложил о готовности самолета к полету.

...В полдень шестерка «илов» с работавшими двигателями на несколько секунд замерла, как солдатский строй, у гвардейского Знамени полка, которое в период напряженных боевых действий всегда находилось у СКП. И вот старт: летим на штурмовку вражеской колонны в районе населенного пункта Мозули.

Далеко позади осталась линия фронта. Это глубокий тыл противника. А под крылом сожженные деревни. На месте домов среди пепла торчали только печи. Вот она, гитлеровская тактика выжженной земли. Вскоре прямо по курсу показалась колонна автомашин. Поющев перевел группу в набор высоты для атаки. Затем последовала его команда: «Атакуем голову колонны». Было видно, как его самолет с полупереворота перешел в пикирование. У плоскостей вспыхнули огоньки, от машины отделились бомбы, и вскоре колонна окуталась дымом. Многие машины загорелись. Атаковали последовательно, по одному из боевого порядка «круг».

Во время одного из заходов я заметил, что на околице соседней деревни собрались жители и наблюдали за нашими действиями. Они махали руками, приветствуя краснозвездные самолеты. Мы знали, что под нами один из партизанских районов и наши успешные действия прибавляли силы народным мстителям.

И снова вылет в район Мозули. Шестерка «илов», прижимаясь к верхушкам деревьев, приближалась к цели. Гвардии капитан Поющев вывел группу на дорогу восточное деревни, у которой, как доложила разведка, должна быть колонна противника. Ее обнаружили на западной окраине деревни. Много больших штабных автобусов, окрашенных в зеленый цвет с комуфляжем. В воздухе замелькали трассы «эрликонов». Атаковали с пикирования, нанесли сначала бомбовый удар, a затем открыли огонь из пушек и пулеметов. В этом налете мы потеряли один самолет.

К аэродрому шли вдоль шоссейной дороги. Вскоре на ней показалась длинная колонна войск. Поющев повел нашу группу в атаку. Самолеты вытянулись в змейку и по одному атаковали колонну слева, а затем, после разворота, спра-ва и т. д. Снаряды были на исходе, поэтому стреляли с малой дальности и выводили самолеты из пикирования над головами вражеских солдат.

Впереди показался город. На малой высоте прошли левее его и вдруг оказались над вражеским аэродромом. Успел заметить стоявшие «фокке-вульфы» и возле них опешивших немецких летчиков. По привычке нажал гашетку, но пулеметы молчали: боеприпасов не было.

Через несколько дней мы перебазировались на этот аэродром. Гитлеровцы при отступлении взорвали летное поле, но наши специалисты его быстро восстановили. Под вечер, как только мы прилетели сюда, получили задание нанести удар по складу боеприпасов северо-восточнее города Резекне. Четверку «илов» возглавил гвардии старший лейтенант А. Полунин. Трудно найти хорошо замаскированные объекты склада. Однако опыт позволил обнаружить цель. Она была прикрыта мощными средствами ПВО. Удар бомбами с ходу не дал желаемого результата. Второй заход. Огонь из пушек и залп эресов - тоже безрезультатно. Во время третьего захода Полунин нанес удар несколько левее, я постарался попасть в то же место. Это дало эффект. На выводе из пикирования стрелок гвардии старший сержант С. Губин доложил: «На земле взрыв». Когда отошли от цели, он вновь сообщил: «Склад горит». Выполнив отворот, я увидел, как столб черного дыма, словно гигантский смерч, поднялся на большую высоту. Еще в воздухе нам стало известно, что командующий фронтом за уничтожение важного объекта противника всем летчикам группы объявил благодарность.

Под ударами наших войск противник отходил на запад, оказывая упорное сопротивление. 27 июля полк перебазировался на территорию Латвии. Здесь в одном из вылетов в район Эргли погиб гвардии капитан А. Поющев. Ясным осенним днем к цели подходили три звена: Поющева и мое составляли ударную группу, а Полунина - группу прикрытия. Когда показалась цель, заговорили вражеские зенитки. И вдруг один снаряд угодил в машину Поющева и расколол ее на две части. Кабина с плоскостями завертелась в бешеном волчке. Из такого положения выпрыгнуть было невозможно. Так погиб наш боевой друг и командир, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Я подал команду звену Поющева пристроиться ко мне. В составе двух звеньев мы нанесли мощный удар по врагу. Задание было выполнено. В ходе ожесточенных боев летчики нашей эскадрильи и полка приумножали славу гвардейцев, внося свой вклад в общее дело победы над ненавистным врагом.

В.Свищев

© Виктор Свищев, 1976
В данном виде и оформлении статья впервые опубликована в журнале "Авиация и космонавтика" № 9 1976 г. с.19-20
Авиация и космонавтика
Hosted by uCoz