|
Боевой вылет в последний день войны |
8 мая 1945 года был ясный и солнечный день, но дул сильный ветер, который нещадно трепал
полосатый конус на мачте у командного пункта.
Первый боевой вылет на Ил-10 мы сделали 7 мая. Прошел он удачно. Немцы не знали о прибытии на фронт наших самолетов, внешне очень похожих на их истребители ФВ-190, поэтому огня по нам не открывали, пока не начинали бомбить и стрелять. Но это было вчера, а сегодня всех, очевидно, предупредили и нужно ожидать мощного противодействия. С утра мы находились у самолетов. Подготовленные к вылету, они поблескивали на солнце новой краской. Над фюзеляжами торчали выставленные вверх стволы крупнокалиберных пулеметов воздушных стрелков, наших защитников от атак истребителей с задней полусферы. С передней полусферы истребители противника атаковать штурмовики боялись, зная их мощное вооружение: две пушки, два пулемета и четыре реактивных снаряда. Пока боевая задача полку пока не была поставлена, всем разрешили сходить на обед.
В столовую, что находилась за аэродромом, я шёл с командиром звена гвардии младшим лейтенантом
Дмитрием Лозовым. Обычно оптимистичный и веселый он был грустен. Человек иногда очень точно
предчувствует беду. Вдруг ни с того ни с сего, чего ранее не было, а воюем с ним более года,
он спросил:
Вернувшихся с обеда летчиков и техников на стоянке встретил командир полка подполковник В. Верещинский и его заместитель по воздушно-стрелковой подготовке А. Шагинов, бывший командир нашей 2-й эскадрильи, с которым мне довелось много летать ведомым.
Возвращались мы с Шагиновым к летчикам вместе. Как старшего по званию и должности спрашиваю:
С летчиками группы я провел подготовку к вылету и мы пошли к самолетам. Когда я одевал
парашют, подошел адъютант эскадрильи гвардии старший лейтенант И. Рыбкин и говорит:
Прозвучала команда "запуск" и самолеты порулили на старт.
Первой взлетела группа Верещинского и ушла на задание. Затем вырулила и выстроилась на
старте моя шестерка. К этому времени ветер сильно усилился и дул справа перпендикулярно
взлетной полосе, самый неблагоприятный для взлета на Ил-10, который и без ветра, из-за
гироскопического эффекта вращающегося винта, имел стремление к развороту вправо. Над командным
пунктом взлетела зеленая ракета и я пошел на взлет. За мной взлетел и пристроился Шагинов, а
остальные четыре летчика никак не могут взлететь, их в процессе разбега разворачивает вправо
поперек полосы и они прекращают взлет. Вернутся на старт, идут на взлет и тот же результат.
Для парирования разворота самолета из-за сильного ветра нужно кратко нажать на тормоз, но это
запрещено инструкцией. Они сделали по две попытки взлететь и не могут подняться в воздух.
У меня резко сокращается количество бензина и скоро не с чем будет лететь на задание.
И вот по радио раздался голос замкомандира полка:
Развернулся и со снижением пошел к линии фронта, чтобы над территорией противника идти на
бреющем, для снижения противодействия зениток и истребителей противника. Вот и фронт.
Над нашей территорией ясно, ни облачка, а у противника облачность на высоте около 800 метров,
тонким слоем уходящая вдаль. Если идти в облаках, это будет маскировка получше бреющего
полёта. Решил так и сделать, благо, что ведомый надежный, и перевел самолет в набор высоты.
Вскоре после нашей посадки над аэродромом показались четыре самолета из шестерки Верещинского. Двух нет. Малахов, пострадавший от зенитного огня, сумел посадить подбитый самолет на своей территории и вскоре прибыл в полк. Лозовой был сбит истребителями в районе цели и его самолёт упал у противника. На следующий день война кончилась, немцы сдавались в плен, и на место падения самолета
Лозового выехали техники на машине. Его предчувствия полностью оправдались. Ил лежал на
позициях, занимавшихся именно власовцами. Они похоронили Дмитрия Лозового и Ивана Рыбкина и
поставили на могиле русский крест. На нем была надпись: ”Здесь лежат два русских летчика”.
Генерал-майор авиации Виктор Свищев,
доктор военных наук, профессор |
|